Спросим о Библии самого Коперника



Широко распространено мнение, что Библия и наука находятся в непримиримом противоречии. Более того, как считают некоторые, приверженность библейским догмам на каком-то этапе сильно тормозила развитие науки. Подобные рассуждения часто сводятся к следующему: если церковь, прикрываясь Библией, преследовала ученых мужей, значит Библия содержит ненаучные взгляды. Другими словами, «нет дыма без огня». В этом случае догмы церкви просто отождествляются с учениям Библии. Но нам следовало бы поинтересоваться: считали ли сами ученые, которых преследовала церковь, что их открытия противоречат Библии? Показательным является случай Николая Коперника, который научно обосновал гелиоцентрическую систему мира.

Будучи приближенным к церкви человеком, он прекрасно знал, что открыто отстаивать подобные взгляды опасно — реакция будет острой и незамедлительной. Поэтому при жизни он не вступал в открытую полемику и даже не решался публиковать свои открытия. Но при этом он имел достаточно рассудительности, чтобы отличать церковные взгляды от библейских учений, и не видел в Писании догмата о Земле как неподвижном центре мироздания. Например, когда Коперник наконец решился издать свой фундаментальный труд «О вращении небесных сфер», в авторском прологе он, в некотором смысле, высказался в защиту Библии: 
«Если и найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи невеждами во всех математических науках, всё-таки берутся о них судить и на основании какого-нибудь места Священного Писания, неверно понятого и извращённого для их цели, осмелятся порицать и преследовать это моё произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением, как легкомысленным».
«...Священного Писания, неверно понятого и извращенного...» В те времена Писание извращала церковь. А сегодня критики Библии используют неверно понятые (буквально понятые) поэтические образы из Писаний, чтобы искусственно привести их в противоречие с современной наукой. «Углы земли», «земля на прочном основании», «не поколеблется» — подобный образный язык  повседневно используют современные образованные люди, включая ученых, и это их нимало не дискредитирует. Подумайте, как часто мы говорим: «на другом конце земли» вместо «на другой стороне земли», «со всех уголков земли» вместо «со всех точек на поверхности земли» и т. д. Если мы настолько требовательны, давайте совсем запретим астрономам так выражаться, а всех остальных объявим за это невеждами.

Коперник прекрасно понимал, что церковь закоснела в лженауке геоцентризма отнюдь не из-за своего доверия к Библии. Истинной причиной была приверженность космологии Аристотеля, которую церковь «канонизировала» еще в тринадцатом веке. Отчасти это было реакцией церкви на то, что образованных людей стала увлекать наука (натурфилософия, как ее тогда называли). Тогда церковь, дабы не утратить контроля над умами прихожан, решила подмять «науку» под себя. В качестве дозволенной науки было решено выбрать популярную в то время философскую систему Аристотеля. Ее авторитет церковный деятель Фома Аквинский почти приравнял к Писанию, а ко времени Коперника (XVI в.) эти границы и вовсе размылись. Отрывки из Писаний грубо подгоняли под аристотелеву геоцентрическую космологию.

Итак, не Библия учила, что Солнце вращается вокруг Земли — это утверждал Аристотель и его последователи, а позднее астроном Птолемей. И церковь повторила свою давнишнюю ошибку — последовала грекам, а не Писанию.

Довод о разногласии между Коперником и церковью как-то еще может послужить антиклерикалам (мол, церковь тормозила научный прогресс и прочее в том же духе...), но совершенно неуместен на устах тех, кто оспаривает достоверность Библии. Тем не менее, он снова и снова звучит в около-научно-библейских холиварах. Что ж, вероятно, использующие этот пример не знакомы с отношением самого Коперника к Библии... либо спорят ради самого спора и не желают вникать и задумываться.
_______________________

О конфликте Галилея с церковью и его отношении к Библии вы можете прочитать в статье Наука и Библия. На самом ли деле они противоречат друг другу?

5 комментариев:

  1. Таким критикам интересно задавать вопрос
    - А вы лично это исследовали?
    Как правило в ответ тишина...

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно, что в Библии есть косвенное указание на вращение Земли. Например:
    12 Давал ли ты когда-нибудь в своей жизни повеление утру? Указывал ли рассвету его место, 13 Чтобы взяться за края земли И стряхнуть с неё нечестивых? 14 Она преобразуется, как глина под печатью, Всё становится на свои места и словно одевается в одежду. (ИОВ 38:12—14)
    Дело в том, что в древности печати были цилиндрическими, как вот эта:
    http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=9480
    И чтобы сделать оттиск, печать вращали.
    Вот интересный комментарий:
    *** it-1 p. 668 Earth ***
    Jehovah also uses a figurative expression describing the result of earth’s rotation. He says: “[The earth] transforms itself like clay under a seal.” (Job 38:14) In Bible times some seals for “signing” documents were in the form of a roller engraved with the writer’s emblem. It was rolled over the soft clay document or clay envelope, leaving behind it an impression in the clay. In similar manner, at the arrival of dawn, the portion of the earth coming from the blackness of night begins to show itself to have form and color as the sunlight moves progressively across its face.

    ОтветитьУдалить
  3. Насколько известно, Аристотель полагал что Земля круглая, правда не имел доказательств этому. Почему церквоь считала Землю плоской, если взяла за основу мировозрение Аристотеля?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правильно, Аристотель и Птолемей считали землю круглой, и церковь позднего средневековья полностью разделяла их взгляды в этом вопросе. Нет никаких доказательств тому, что после XIII столетия кто-либо из схоластов отрицал шарообразость земли.

      Мысль о плоской земле развивалась гораздо раньше, еще антиохийскими отцами церкви (до V века) и никогда не была принята в качестве официального учения католической церкви.

      Удалить

Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.